Истоки феминизма, или Значение Международного женского дня
В этой статье мы исследуем корни феминизма, неразрывно связанного с историей 8 марта — Международным женским днем: от древнеримских матроналий, ставших прообразом современного женского праздника, до первой Декларации женских прав и возникновения феминизма как движения.
Ежегодно, 8 марта, весь цивилизованный мир отмечает Международный женский день – праздник, принятый ООН и рядом государств.
День женщин, разделенных национальными, политическими, этническими, языковыми, культурными и экономическими различиями; женщин, ставших творцами истории и продолжающих нелегкую борьбу за свои права и свободы.

Однако в общественном дискурсе 8 марта нередко обозначается как «женский праздник весны и любви», и его значение отсылается к патриархальной дихотомии гендерных ролей, что противоречит изначальной феминистской идеологии.
Матроналии, или Женский день |
Корни известного Женского дня берут свое начало в Древнем Риме. Тогда, 1 марта, были учреждены празднества в честь женщин – матроналии.

История праздника ведется с легендарного эпизода становления Рима – «похищения сабинянок».

бронзовый барельеф постамента мраморной статуи Джамболоньи «Похищения сабинянок»

По преданию, Рим был заселен одними мужчинами, которые похитили женщин у своих соседей – сабинян – тем самым, бросив им вызов. Началась долгая война, и в решительный момент сабинянки, уже полюбившие римских мужей, встали грудью между воюющими сторонами.

Так был заключен вечный мир, и два народа объединились в одно государство под предводительством Тита Тация (от лица сабинян) и Ромула (от лица римлян), который 1 марта 752 года до н. э. дал замужним женщинам почетные права и постановил праздник в их честь.

Так появились римские матроны – свободнорожденные замужние женщины, имеющие особые права и почитание (в отличие от незамужних женщин и, конечно же, рабынь).

Римская матрона. Деталь.

Реформы Ромула заключались в пересмотре системы брака: на смену браку cummanu (женщина находится в буквальной и полной власти мужа) пришел брак sinemanu – женщина получила имущественное и правовое равноправие.

Матрона вместе с мужем являлась хозяйкой дома. Более того, она могла затеять развод по собственному желанию.

Свидетельства о матроналиях можно увидеть у древнеримского поэта Овидия, который вел «Фасты» – поэтический календарь с описаниями праздников и священных дней Рима.
В числе прочего, Овидий повествует об истории матроналий через диалог с богом войны Марсом (в честь которого и назван месяц март):

«– Скажи мне, Марс, почему матроны соблюдают твой праздник, раз ты занят делами мужчин?

– Жены блюдут этот день и почитают его. Это пора их борьбы и мольбы за приплод. Любит ведь жен моя мать, любят мать римские жены. Вот почему эту честь мне вместе с ней воздают. Чтите богиню цветами, цветы желанны богине. Нежным цветочным венком все обвивайте чело. Так умоляйте: “Ты нам муки родов облегчи”»

«Фасты», Овидий.
Матерью Марса является богиня Юнона, покровительница римских матрон, которые каждый год, 1 марта, наряжались в свои лучшие одежды, обвивали чело цветочным венком и отправлялись в храм Юноны-Луцкой.

Затем матроны возвращались домой, где их ждал супруг и дочери, подносившие цветы и благовония, после чего начиналось праздное пиршество – за стол садились все жители дома, включая рабов.

Матрона становилась mater familiale – матерью семейства, угощающей не только детей и мужа, но и гостей и рабов (подобно тому, как поступают мужья в период сатурналий – в том случае, приглашение рабов к столу являлось оплатой за труд, у матрон же – благодарность за послушание).

Статуя Юноны

Разумеется, здесь нет прямой связи с 8 марта, хотя патриархальное понимание праздника (преимущественно установившееся на территории бывшего СССР) довольно схоже с главной символической функцией матроны – «быть матерью».

Также не стоит говорить об общественно-политическом равенстве между мужчиной и женщиной в Древнем Риме: реформы касались исключительно брака, однако и эти изменения были новаторскими и революционными. Важно помнить причины возникновения матроналий, а именно борьба женщин – против войны, против жестокости, против насилия. Не просто акцент на женском, а изначальная воля и смелость женщин позволяют провести косвенные сравнения между древним праздником и происхождением феминизма.
Эпоха |
Истоки феминизма часто сравнивают с культом человека в эпоху Возрождения. Так, например, итальянская писательница Кристина Пизанская в «Книге о Граде Женском» (1405) описывает идеальное город-убежище достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость со стороны мужчин.

Философ и гуманист Агриппа Неттесгеймский, получивший славу чернокнижника за новаторские для того времени мысли, в XVI веке пишет «Речь о достоинстве и превосходстве женского пола над мужским», в которой указывает, что «тирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении».

Однако, несмотря на революционные идеи, они не были распространены и не спровоцировали собой движение.

Агриппа Неттесгеймский «Речь о достоинстве и превосходстве женского пола над мужским»

Эпоха Просвещения, или |
Процесс становления протофеминизма произошел позже – традиционно его связывают с началом XVIII века и эпохой Просвещения. Именно тогда ключевое значение приобрели принципы равенства и свободы человека: промышленный переворот и развитие капитализма повлекли за собой смещение с патриархальной системы в сторону либерально-демократических идей.

В XVII веке появляется первая профессиональная британская писательница Афра Бен, которая в пьесе «Странник» (1677) рисует ироничный образ английского мужчины, высоко о себе думающего, но попадающегося на уловки.

Чуть позже, в 1700 году, другая писательница и памфлетистка Мэри Эстел публикует эссе «Some Reflections upon Marriage» – в нем она критикует желания мужчин заключать браки из-за власти, денег и контроля над молодыми женщинами. Подобные связи Эстел считает «нездоровыми» и рекомендует женщинам получать образование, и только потом вступать в браки – осмотрительно, используя полученные навыки и знания в свою сторону.
В это же время французский писатель Пулен де ля Бар пишет эссе «О равенстве полов» (1673), выдвигая тезис о том, что причиной неравноправия женщин и мужчин является не «предписание природы», а результат ее подчинения грубой мужской силе.  
К середине XVIII века голоса главных французских просветителей все больше обретали феминистический окрас.

Шарль Луи де Монтескье пишет трактат «О духе законов» (1748), в которой выделяет книгу о положении женщин в различных государствах:

«В деспотических государствах женщины не вносят роскоши, но они сами становятся там предметом роскоши. Рабство их должно достигать крайних пределов. Каждый приноравливается к духу правления и перенимает то, что видел у других. Так как законы там очень строги и применяются без промедлений, то люди боятся, чтобы свобода женщин не наделала им хлопот.

<…> В республиках женщины свободны по закону, но порабощены правилами нравственности»

«О духе законов», Монтескье



В Европе стали набирать популярность женские читательские клубы (например, «Клуб синего чулка»), в которых женщины собирались для изучения и чтения художественной и научной литературы, делились своими произведениями (правда, писали их либо анонимно, либо под псевдонимами).
Как правило, посетительницы клубов не претендовали на протест и борьбу за права. Тем не менее, сам факт существования подобных сообществ уже говорил о социальных изменениях.
Возникновение феминизма, или Декларация прав женщины и |
Периодом возникновения феминизма считается конец XVIII – начало XIX века. Термин «феминизм» (от лат. femina – женщина) был придуман французским социалистом Шарлем Фурье:

«Социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса»

Фурье считал, что степень эмансипации женщины есть мерило общей эмансипации.

Именно Фурье первый начал называть сторонников феминизма феминистами.

Фурье, Шарль

Первой американской феминисткой является Абигейль де Смит, выступающая за права женщин во время Войны за независимость США (1775-1783):

«Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов»

Абигейль де Смит,

первая американская феминистка

Значительный вклад в идеи феминизма внес философ Дени Дидро, считавший, что система образования должна быть свободной, бесплатной и доступной для людей всех полов и сословий.

А в 1792 году немецкий государственный деятель Теодор Готлиб фон Диппер пишет эссе «Об улучшении гражданского положения женщины». Дипперу были неблизки идеи о предназначении гендерных ролей, и он выступал за равноправие мужчин и женщин в обществе.

Ответственность борьбы за женские права Диппер возлагал на мужские плечи, поскольку женщинам на протяжении веков внушалась мысль об их несостоятельности, и долг мужчины – исправить ошибки прошлого.

Великая французская революция (1789-1799)

Под влиянием Реформации, эпохи Просвещения и буржуазной революции Франция становится центром демократических изменений, в том числе, в гендерном дискурсе.

Появляются памфлеты «Женщины, как их следует понимать» мадам де Суаси, «Памятка по поводу женского пола» мадам де Гакон-Дюфур.

Общим результатом всех процессов становится Великая французская революция (1789-1799), которая стала символом надежды среди женщин.

Однако «Декларация прав человека и гражданина» (1789) вызвала разочарование и ожесточенные споры. Главным пунктом декларации является статья, что «все люди рождаются свободными и равными в правах», однако на французском языке «les homes» одновременно означает и «человек», и «мужчина», что рождает двойную трактовку документа.

«Декларация прав женщины и гражданки» (1791), Олимпия де Гуж

Ответом стала «Декларация прав женщины и гражданки» (1791), написанная активисткой Олимпией де Гуж.

Она призывала общество отказаться от гендерного неравенства, продвигала идеи о праве расторжения брака со стороны женщин и мужчин, возможность получать любое образование и профессию и участвовать в политической жизни государства, тем самым дав начало развитию феминизма.

«Женщина может взойти на эшафот, следовательно, она может взойти и на трибуну»

Эта фраза оказалась для Олимпии де Гуж пророческой – в 1793 году она была казнена на гильотине. А итогом Великой французской революции стал Гражданский кодекс Наполеона (1804) – в нем указано об отсутствии гражданских прав у женщин.

Параллельно с деятельностью Олимпии де Гуж, британская писательница Мэри Уолстонкрафт пишет эссе «В защиту прав женщины» (1792). Ее идеи во многом схожи с мыслями мадам де Гуж. Вдобавок ко всему, Уолстонкрафт возлагает ответственность за распространение патриархата и на некоторых женщин, которые считают это нормой.
Декларация чувств, или Феминизм как |
В XIX веке феминизм получает все большее распространение на общественном уровне, и в 1848 году в американском городе Сенека-Фоллз проходит конференция по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными» – этот съезд можно считать первым феминистическим организованным движением, на котором принята «Декларация чувств» под авторством активистки Элизабет Кейди Стэнтон:

«Мы считаем самоочевидным следующие истины: все мужчины и женщины рождены равными — Господь наделил их определёнными неотъемлемыми правами: к таковым относятся жизнь, свобода и стремление к счастью; для защиты этих прав учреждаются правительства, власть которых зиждется на поддержке народа»

Элизабет Кейди Стэнтон

Во второй половине XIX века важной активисткой, продвигающей феминизм, стала Эммелин Панкхерст, которая в 1903 году основала «Организацию в защиту общественных и политических прав женщин».

Под давлением организации британский парламент провел реформы и дал женщинам право голоса на местных выборах.

Демонстрация женщин, требующих права участвовать в избирательных кампаниях, 1909

А 28 февраля 1909 года в США проходит первый зарегистрированный праздник, посвященный женщинам – «Национальный женский день», организованный Социалистической партией Америки.

Причины возникновения разнятся: в некоторых источниках утверждается, что он посвящен забастовке работниц текстильной промышленности (упоминаются забастовки 1857 и 1908 года), однако сегодня специалисты считают это мифом. На самом деле, в тот день в Нью-Йорке прошла демонстрация женщин, требующих права участвовать в избирательных кампаниях.

Клара Цеткин и Роза Люксембург, 1910

Уже через год, в 1910 году, в Копенгагене была организована Международная конференция женщин-социалисток, на которой немецкие активистки Клара Цеткин и Роза Люксембург выступили с идеей учреждения праздника солидарности всем женщинам (а не только работницам), поскольку женщины являются самостоятельной социальной категорией.



«Если люди молчат, то наша обязанность поднять свой голос в защиту наших идеалов»


Клара Цеткин

Спустя год, 19 марта 1911 года, Международный женский день впервые отмечался в Австрии, Германии, Дании и Швейцарии – в митингах за женские права участвовали более миллиона женщин и мужчин.

Подобные настроения распространились и на территории Российской империи – в феврале 1913 года прошли демонстрации за мир накануне Первой мировой войны.
В это же время Александра Коллонтай пишет трактат «Новая женщина» о пересмотре женской роли в обществе. В будущем она станет первой женщиной-министром в истории и СССР.

Александра Коллонтай

Февральские митинги вновь вернулись в Россию в 1917 году, когда уставшие от войны женщины провели забастовку «За хлеб и мир».

Событие, давшее толчок Февральской революции и смене власти в стране, произошло 23 февраля по юлианскому календарю, а по григорианскому – 8 марта.

19 марта прошла вторая демонстрация, в которой принимало участие более 40 тысяч человек, и результатом политической активности женщин стал закон, дающий право голосовать и выдвигаться на предстоящих выборах в Учредительное собрание.
И уже 8 марта 1921 года на территории Советского Союза празднуется Международный женский день в память о забастовках и демонстрациях 1917-го года.

Однако, этот праздник утратил смысл женской солидарности и был окрашен коммунистическими настроениями: Международный женский день был посвящен не женщинам, а коммунизму, победе над буржуазией и советским работницам.

С 1950-х акцент стал смещаться в сторону женской солидарности, и в 1965 году властями СССР была произведена реконструкция изначального замысла праздника (также с этого года в России 8 марта является выходным). Тем не менее, со временем, уход от политической окраски к гендерной повлек за собой возвращение патриархально-традиционных настроений.
Международный женский день – про |
Международный женский день оставался преимущественно советским праздником до 1960-х годов, когда его подхватили феминистки второй волны.

Спустя 10 лет после установления «выходного» праздника в СССР, Организация Объединенных Наций провозгласила 1975 год – женским годом, а 8 марта – Международным женским днем, предложив государствам сделать этот день праздником в защиту женских прав и мира во всем мире.

С этих пор сохраняется международная традиция этого праздника, и каждый год ООН устраивает конференции, посвященные вопросам в области женских прав.
Эта статья посвящена истокам феминизма и происхождению праздника Международного женского дня.

В наших следующих исследованиях мы рассмотрим подробнее феминизм как феномен культуры и общества, определим конкретные термины и различия между либеральным, марксистским и радикальным феминизмом, а также проследим за тенденциями каждой феминистической волны.

Международный женский день посвящен солидарности и равноправию. Помните, что у вас нет никакой функции и гендерного предназначения.


Редакция Oiuki желает вам быть собой и следовать за своими целями и желаниями.


Вы прекрасны в свободе – и наши пожелания не терять этой свободы сохраняются в любой день, любой месяц, любой год.


И любой час.

Автор материала:

Дмитрий Большаков

ПРОДОЛЖИТЬ ПРОСВЕЩЕНИЕ

    искусство бесконечного самопознания & радости новых открытий
    Oiuki — синтез эстетики и функциональности продуктов внутри открытого сообщества & просветительского проекта.

    Создаем коллекции эстетичных продуктов для того, чтобы сделать процесс самопознания ярче.

    Поддерживаем открытый разговор, стремимся расширить кругозор и возможности каждого.
    Oiuki — о страсти к просвещению & самопознанию.

    Искусство познания себя дарит радость истинного наслаждения собой и другими, открывает новые эмоции и чувства, наполняя жизнь.

    В любой момент вы можете обратиться к нам — специалисты ответят на вопросы, поддержат, проконсультируют, помогут с выбором.
    будь с нами
    instagram @oiukiplay
    telegram @oiuki
    поддержка по любым вопросам: telegram @oiukisupport